Бесплатная горячая линия
для предпринимателей

8 (800) 555 39 09
Заказать звонок

«Тонкая грань между законной оптимизацией бизнес-процессов и «незаконным дроблением бизнеса»

31 Января 2020
29.01.2020 года УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ провело публичное обсуждение по правомерности практики налоговых органов Хабаровского края и соблюдения обязательных требований при контрольно-надзорной деятельности на тему «Тонкая грань между законной оптимизацией бизнес-процессов и «незаконным дроблением бизнеса»
На примерах, полученных в ходе проведения контрольных мероприятий, с учетом позиции судов, были озвучены признаки и риски «незаконного дробления», рассмотрены две схемы дробления бизнеса: 1) замена общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы и 2) замена трудовых отношений на гражданско – правовые, маскировка под аутсорсинг.

WhatsApp Image 2020-02-07 at 14.41.03 (1).jpeg

Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017

 № 1440-О, п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53

«При установлении искусственности в «дроблении» бизнеса к налогоплательщику могут быть применены те последствия, которые он недобросовестно стремился избежать, т.е. налоговые обязательства определяются и вменяются исходя из подлинного экономического содержания взаимоотношений – так, как если бы искусственно «раздробленный» бизнес был оформлен на одно лицо».

17 признаков, определенных письмом ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@

1. Один бизнес дробится между несколькими лицами, применяющими спецрежимы, вместо того чтобы основной участник, осуществляющий реальную деятельность, исчислял и уплачивал налоги по общей системе.

Это один из ключевых признаков дробления бизнеса, с которым так или иначе связаны остальные нижеперечисленные признаки.

2. В результате применения схемы налоговые обязательства всех участников уменьшаются или практически не изменяются при расширении в целом всей хозяйственной деятельности.

3. Налогоплательщик, его участники, должностные лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от ее использования.

4.   Участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности.

5. Лица, участвующие в схеме, созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей или увеличением численности персонала.

6.   Участники схемы несут расходы друг за друга.

7.  Имеется прямая и/или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.).

8.   Между участниками схемы формально перераспределен персонал без изменения их должностных обязанностей.

9.  У подконтрольных лиц отсутствуют принадлежащие им основные и оборотные средства, кадровые ресурсы.

10.  Участники схемы используют одни и те же вывески, обозначения, контакты, сайты в сети Интернет, адреса, банки, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовую технику, терминалы и другое.

11. Единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы является другой ее участник либо поставщики и покупатели для всех участников схемы общие.

12. Деятельностью участников схемы осуществляется одними и теми же лицами.

13.  Бухгалтерский учет, кадровое делопроизводство, подбор персонала, поиск поставщиков и покупателей и работу с ними, юридическое сопровождение, логистику ведут одни лица.

14.  Интересы участников схемы во взаимоотношениях с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему) представляют одни и те же лица.

15.  Показатели деятельности, такие как: численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям для применения спецрежимов.

16.  Данные бухгалтерского учета налогоплательщика, с учетом вновь созданных организаций, могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли.

17.  Поставщики и покупатели распределены между участниками схемы исходя из применяемой последними системы налогообложения.

Если у Ваших компаний:

Ø разумные деловые цели,
Øразные виды деятельности
Øфинансовая деятельность не зависит друг от друга, то признаков «незаконного» дробления у Вас нет.

Если Ваши компании:

Ø осуществляют свою деятельность как единое целое предприятие;
Ø дробление производственного процесса на разные экономические субъекты не несет никакой деловой цели, то у Ваших компаний «дробление» явно формальное.

WhatsApp Image 2020-01-24 at 17.14.26 (1).jpeg

Дополнительно было обращено внимание на 4 момента, которые не имеют прямого отношения к заявленной теме обсуждений, но на которых нельзя не остановиться:

1. Начиная с 01 января 2021 года полностью перестает действовать система налогообложения в виде ЕНВД.

С отменой ЕНВД организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право перейти на упрощенную систему налогообложения, а индивидуальным предпринимателям - на патентную систему налогообложения или на уплату налога на профессиональный доход (при его введении на территории Хабаровского края).

Вместе с тем, налогоплательщики которые реализуют товары, подлежащие обязательной маркировке, средствами идентификации, в состав которых входят лекарственные средства, обувь, меховая одежда и изделия из натурального меха смогут перейти  либо на  УСН или на общеустановленную систему налогообложения.

Для перехода на УСН, в случае если в течение календарного года в отношении тех или иных видов деятельности  применение ЕНВД было отменено,  Налоговым кодексом предусмотрена возможность перехода с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность уплаты ЕНВД (новая редакция п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

    Так в отношении предпринимательской деятельности:

- по розничной реализации меховой одеждой и изделий из натурального меха  налогоплательщики вправе применять ПСН и ЕНВД до 1 января 2020 года;

- по розничной реализации обуви налогоплательщики вправе применять ПСН и ЕНВД до 1 марта 2020 года;

- по розничной реализации лекарственных средств  налогоплательщики вправе применять ПСН и ЕНВД до 1 июля 2020 года.

В связи с этим рекомендуем вам своевременно пересмотреть свои обязательства и не опоздать с подачей уведомления для перехода на УСН, не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД (пункт 2 статьи 346.13 Кодекса).

2.  На сегодня Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 27.12.2019) минимальный размер оплаты труда, начиная с 1 января 2020 года,  установлен в сумме 12 130 рублей в месяц.         Соответственно, заработная плата  ваших сотрудников не должна быть ниже данного размера.

3. С 1 января 2020 года поменялся порядок представления бухгалтерской отчетности.

Теперь организации предоставляют бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию по месту нахождения.

Представить бухгалтерскую отчетность за 2019 год необходимо не позднее 31.03.2020. Организации, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, бухгалтерскую отчетность за 2019 год могут подать на бумаге. Для всех остальных бухгалтерская отчетность предоставляется только в электронном виде.

4. Срок представления сведений о среднесписочной численности за 2019 год истек 20.01.2020 года. Однако, для попадания в реестр малого предпринимательства и получения возможностей использовать его преимущества (освобождения от санкций, приоритет  государственных закупках, использования инструментов поддержки и др.), необходимо представить указанные сведения в минимально возможный срок.

 С целью предупреждения и пресечения фактов применения представителями бизнеса схем минимизации налоговых обязательств путем «дробления» бизнеса, приводящих к неправомерному применению специальных налоговых режимов, Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю разработаны аналитические таблицы, заполнив которые налогоплательщик сможет понять попадает он в группу риска или нет.

По данным статистики, использование специальных налоговых режимов  крупными и средними налогоплательщиками с помощью искусственного разделения бизнеса («дробления»), является одним из самых популярных средств налоговой оптимизации.

Налогоплательщики производят дробление бизнеса за счет формального его деления на несколько прямо или косвенно зависимых как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, с применением данными лицами специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения (УСН) и (или) единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Это позволяет уменьшить налоговую нагрузку на бизнес за счет освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль и имущество организаций.

Список показателей, отраженных в таблицах, является базовым и подлежит расширению с учетом конкретных обстоятельств ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Оцените свои риски при дроблении бизнеса

USN

ENVD

USN_ENVD

Дробление признаков_17 признаков

Презентация_дробление_29.01.2020


Назад к списку